18+
пятница, 28 июля
Культура

Булат Юсупов: «Снимаю много и недорого»

Режиссер рассуждает о том, почему потерялся наш кинематограф

  
327
Булат Юсупов
Булат Юсупов (Фото: Из личного архива Булата Юсупова)

— Да-да, Год кино. Вы сейчас, наверное, начнете спрашивать: чего я от него жду здесь, в Башкирии, — говорит Булат Юсупов и тут же сам отвечает словами Лермонтова: — Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть"… Конечно, режиссер шутит — планов, особенно, творческих, у него предостаточно. И Юсупов уверенно идет к их осуществлению.

Гонимся за модой — и проигрываем

«СП»: — Повод для встречи мы с вами озвучили: 2016-й объявлен в стране Годом российского кино. Но как лично вы собираетесь это показать?

— Мы с моими коллегами сняли новую полнометражную кинокомедию «Наган» — в этой картине я выступаю сорежиссером и соавтором сценария. В скором времени планируем провести премьеру, — надеюсь, зрителю понравится. В дальнейших планах — работа над новыми фильмами и, конечно, занятия в моей киношколе.

«СП»: — Как произошло такое, что сегодняшний российский кинематограф остался практически в стороне от общества — ведь в СССР, к примеру, пропаганда ценностей была очень четкой: люди хотели походить на экранных героев, и посредством кино пропагандировались ценности — семьи и дружбы в первую очередь?

— И как раз именно поэтому наш кинематограф сегодня в глубоком кризисе — потому что он действительно в стороне от всего. Я не знаю, как это произошло. Но мне видится, что кино на самом деле должно стать частью общественных процессов. Ведь через картину, эмоцию, сильный визуальный образ очень даже возможно сформировать нормального современного человека, способного к созиданию в новых условиях. И тому пример весь советский кинематограф. Вспомните такие фильмы как «Судьба человека», «Баллада о солдате». По этим картинам формировалась личность, на героев, показанных в них, люди равнялись — и в мыслях, и в поступках.

«СП»: — И как, по-вашему, что нужно теперь для того, чтобы российский кинематограф снова стал конкурентоспособным на мировом рынке? И вообще — это реально?

— Я думаю, реально. Надо возвращаться к своим традициям. Вы знаете, мы во ВГИКе уже в начале девяностых учились в такой атмосфере, как будто советского кино не существует. Мы все были «больны» то новой французской волной, то итальянским неореализмом. И вообще все советское было не в моде. Поэтому сегодня кинообразование нужно выстраивать, опираясь на наших классиков.

Для того чтобы конкурировать на внешнем рынке, нужна конкуренция на внутреннем. Есть ли кинопроизводство в регионах? Я думаю, что серьезного кинопроизводства в провинции не осталось. Финансирование получают в основном московские и питерские студии, и это сильно разделяет киносообщество. Это как, к примеру, в континентальной хоккейной лиге играли бы только ЦСКА, СКА и «Спартак»! А ведь в наших российских городах так много киноисторий и творчески одаренных людей, которые не имеют возможности самореализоваться ввиду отсутствия поддержки! Почему не снимают кино в Уфе, Челябинске, Иркутске — это же наша, общая страна и наша Родина?! А мы в который раз снимаем приключения «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» в Париже. Если мы повернемся лицом к своему зрителю, к его истории, то он начнет платить за билет. Деньги придут в кино, и оно начнет конкурировать — в силу своей уникальности в мировом кинопроцессе. А так мы пытаемся все время угнаться за модой — и именно поэтому проигрываем.

Пусть будет кино для всех

«СП»: — Буквально перед новым годом мы на сайте говорили о проблемах детского кинематографа. Булат, вам ведь тоже близка эта тема — снятый вами фильм «13 раунд» получил приз на кинофестивале в Санкт-Петербурге за лучшую детскую роль. Намерены ли вы и в дальнейшем развивать тему детского кино?

— Мне кажется, это абсолютно очевидно — что уже давно пора возрождать традиции советского детского кино. Ведь они, эти фильмы, есть, и ничего придумывать не надо — мы все выросли на этих картинах.

«СП»: — Какова дальнейшая судьба отмеченных вами участников фестивалей «Кинозрение», которые вы проводите? Можете ли вы назвать особенно сильные киноработы и их режиссеров?

— На втором фестивале «Кинозрение» мы провели киномарафон и обучили 50 молодых режиссеров основам режиссерского дела. И каждый из них снял свою короткометражку — действительно хорошее кино на различную социальную тематику. Многие режиссеры со своими картинами участвовали в российских и международных кинофестивалях. К примеру, режиссер Ольга Старикова с фильмом «Я Живой» приняла участие в кинофестивале Евразийского кино в Нью-Йорке.

Главная и самая сильная сторона этих работ — искренность, именно это их отличает. И многих я стараюсь задействовать в своих проектах. К примеру, эти ребята участвовали в моем фильме «Визит» — в качестве ассистентов, актеров. Я считаю, что для нашей республики это очень солидный человеческий капитал, который было бы здорово развивать. По-моему, на это стоит обратить внимание.

«СП»: — То есть, говоря о человеческом капитале, вы подразумеваете кадры (которые, как известно, решают все)?

— Не всем повезло отучиться во ВГИКе, как мне. И я не считаю, что это дает мне какие-то особые привилегии. Я представил главе республики концепцию развития кино в 2012 году, где основная идея заключалась в том, чтобы сделать кинематограф очень доступным и в то же время социально ответственным предприятием. Ведь можно же открыть двери в киноиндустрию всем желающим, — конечно же, разделяя сферы профессиональной работы и любителей. К слову, именно из числа любителей в наш советский кинематограф пришло много режиссеров. Между прочим, у нас в Уфе была одна из самых развитых школ любительского кино, и она получала призы на международных любительских фестивалях. На кинотворчество не должно быть монополии. Только впуская в эту сферу молодежь и создавая систему роста в этой отрасли, можно развить киноискусство.

«СП»: — Раз уж мы заговорили о «Визите» — вы ведь сняли этот фильм после того как выиграли грант президента республики. И именно благодаря актерскому составу все получилось?

- Я бы сказал — во многом благодаря актерскому составу. Фильм посвящен памяти Рудольфа Нуреева и снят в год 75-летия артиста. И хотя сам танцор в картине на втором плане, его партию замечательно исполнил артист балета Азамат Ишкин. А участие в картине московской актрисы Лауры Кеосаян (она сыграла роль королевы Иордании) вообще считаю отдельной удачей: Лаура сыграла очень одухотворенно, даже драматично, она стопроцентно вписалась в роль. Если помните, фильм рассказывает о визите королевы Иордании в Уфу — она приезжает в наш город по просьбе Рудольфа Нуреева, поскольку он сам не имеет права приехать в родную страну, и королева навещает мать великого танцовщика, которая уже очень слаба. Было очень интересно окунуться в другую эпоху — эпоху советского времени, воссоздать ее, сам дух того времени — да и сам факт визита королевы в нашу республику.

«СП»: — Мне кажется, вам это удалось: фильм получился драматичный и действительно очень реалистичный. Тем более тема, затронутая в картине, тема гения, оказавшегося непризнанным у себя на родине, очень близка нашим землякам…

— Да, Нуреева у нас очень любят — я чувствовал живой интерес зрителей во время просмотра картины. Тем более в ней ведь говорится и о переживаниях матери, — и даже в первую очередь. И несмотря на то, что временной формат «Визита» не совсем привычный для фильма в прокате — всего 30 минут, публика его приняла. По-моему, хорошо приняла.

Быть творцом — ещё не всё

«СП»: — «Если хочешь быть режиссером, то надо постараться научиться всему», — ваша, между прочим, цитата из нашей прошлой беседы: вы ведь освоили многие профессии, даже менеджером по продажам работали. Следуют ли этому совету — испытать все на себе — ученики вашей киношколы?

— Многие мои ученики имеют свои студии, среди них есть очень перспективные и даже талантливые. Они открывают киношколы, занимаются своими крупными проектами. Я думаю, это результат того, что они понимают главное: современный мир так устроен, что недостаточно быть творцом - нужно многое уметь, в том числе уметь продвигать свои услуги, их продавать, это закон нынешнего времени. Если ты будешь сидеть сложа ручки и ждать, то тебя никто не заметит. В то же время я уже говорил о том, что не считаю известность самоцелью, ведь можно быть не очень известным, но успешным в своей профессии. Да и вообще в жизни.

«СП»: — Еще вы говорили, что вы за то, чтобы снимать недорого и много, как китайцы, чем дорого и годами — мол, технические возможности сегодня это позволяют. Вы по-прежнему так считаете?

— Вначале давайте покажем, что мы можем снимать за небольшие деньги, и, когда выстроится вся технологическая цепочка, тон-студия, павильон, появится средний технический персонал, начнем продвигать более дорогостоящие проекты. Когда фильмов будет много, не исключаю, что появятся свои Спилберги и Михалковы. В противном случае кинематографисты становятся заложниками одного большого кино и амбиций одного режиссера.

В этой ситуации ни о какой конкуренции речи идти не может. Много фильмов, много режиссеров — отсюда конкуренция и качество. Поэтому и я, вместо того, чтобы снимать мало и дорого, пока предпочитаю снимать много и экономично. Это мое кредо. Конечно же, в чем-то я из-за этого проигрываю…

«СП»: — Если бы вам представилась возможность выбрать учителя — режиссера из любого поколения, из любой страны, — кого бы вы выбрали?

— Я думаю, Чаплина. Потому что он, не имея ничего — ни техники, ни отработанного менеджмента, ни финансов, был настолько изобретателен и так повлиял на весь кинематограф, что я до сих пор не устаю удивляться и поражаться этому.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ