18+
среда, 22 августа
Культура

«Когда нечего жрать, сложно говорить о красоте»

В Саратовской галерее современного искусства открылась выставка «Демотиваторы»

  
53
"Когда нечего жрать, сложно говорить о красоте"
Фото: автора

В Саратове после летних каникул в галерее современного искусства ИМХО открылась выставка «Демотиваторы». Концепцию проекта организаторы сформулировали следующим образом:

«Художников, работающих в сфере современного искусства, всё чаще критикуют за то, что они не мотивируют общество к чему-то очень значимому и хорошему. Но в мире, где тотальная ирония сделала невозможной и бесполезной серьезную „плакатную“ агитацию, трансформировались и задачи искусства. Куда более актуальны цели, встающие перед художником сегодня, — выведение „на чистую воду“ скрытой пропаганды и навязываемых ценностей, привлечение внимания к механизмам мотивации участия в обществе потребления. То есть демотивация…»

Крокодил, крокодю и буду крокодить

Фото: автора

При входе на экспозицию зрителям сразу бросаются в глаза развешенные под потолком кумачовые лозунги, выполненные по мотивам недавно вышедшей одноимённой книги Марии Судаевой, эстетически отсылающие не столько к советскому официозу, сколько к пересмешнической его интерпретации московскими концептуалистами и прочими мастерами соц-арта. «Всем срочно скитаться», «Срочно вернуться в гудрон», «Да сгинут скверные дни» — эти и другие лишённые рационального смысла и оторванные от материального контекста лозунги разбирающихся зрителей будто бы окунали в водоворот абсурдистского сюжета рассказа Дмитрия Пригова «Неизведанная сила слова и неумолимые воды синей реки».

А под «судаевскими» работами на стенах организаторы разместили рифмующиеся с красными растяжками распечатки коллажей саратовских художников Алексея Трубецкова, Алины Белоусовой и Анастасии Колесниковой. Их произведения выполнены на контрасте старых фотокарточек с различных советских (и кое-где постсоветских) демонстраций с также лишёнными рационального значения плакатами и лозунгами, с которыми на улицы российских (и не только) городов выходят участники паблик-арт-акции «Монстрация». С лёгкой руки новосибирского художника и леволиберального активиста Артёма Лоскутова, монстрации стали целым культурно-политическим явлением. На акции лозунгами, на первый взгляд — бессмысленными (яркий пример: «Крокодил, крокодю и буду крокодить!»), но если присмотреться-причитаться — отражающими нищету и несвободу повседневной жизни, а также глобальные политические события (типа «Ад наш», «Будь, маразм», «Ходют тут всякие», «Вы что, нас не видите?» etc), по традиции 1 мая собираются сотни людей. Новосибирские власти эти «непонятные» акции Артёма Лоскутова очень сильно беспокоили, и чиновники пытались запрещать их. Но запреты, как нетрудно догадаться, только становились и становятся новыми поводами для рефлексии «монстрантов», демотивируя неуклюжие действия государственной репрессивной машины. В отношении Лоскутова даже возбуждалось уголовное дело: чтобы «обуздать» неугомонного художника, сотрудники центра «Э» подкидывали ему наркотики, но даже откровенные репрессии и провокации становились поводом для их десакрализации путём различных арт-акций (например «Закрыть госнаркокартель» или «План Э»).

Фото: автора

Политически детерминированными можно считать работы Николая Копейкина «Спорт вреден», на которых в лубочной традиции изображены традиционные «пацанчики с раёна» в виде спортсменов. По сути, это рефлексия на пафос сочинской Олимпиады. Автор, кстати, и создал свои произведения по случаю этого события. «О спорте не принято говорить иначе, как с придыханием и восхищением. Он „О!“ и „…ты мир!“, и жизнь, и сила, и здоровье, почти „молодость мира“, для тех, кто помнит. Хотя все знают про травмы и болезни, допинги и скандалы, политическую ангажированность и договорные матчи — это не считается. Все равно спортсмен велик и прекрасен, он звезда и герой, что-то между Ахиллесом и Киркоровым. Спортсмен Николая Копейкина не такой. Он очень даже узнаваемый и не намерен скрывать себя за всяким глянцем. Бодрячком, пацанчики, и, это, ну знаете, цитиус, альтиус, фортиус», — отмечают организаторы выставки.

О чем говорят художники по мнению Трубецкова

напротив «монстрантских» коллажей разместились привычные, казалось бы, репродукции русских и зарубежных классиков живописи. Но под каждой картиной автор проекта «Краткая история демотиваций» Алексей Трубецков поместил месседж, идущий от создателя полотна. Например, под «Чёрным квадратом» как бы Малевич заявляет: «Я Казимир. Я думаю, что художник не должен говорить только о том, что видит вокруг себя». Автор знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин «делает» вброс: «Я Илья. Я думаю, что если вы хотите увидеть красивый волжский пейзаж, то не нужно игнорировать то, что на первом плане». Ван Гог под полотном «Едоки картофеля» в проекте Трубецкова резюмирует: «Я Винсент. Я думаю, что когда людям нечего жрать, людям сложно говорить о красоте». Ну а Василий Суриков превращается в антиклерикального деятеля, и под его знаменитым творением «Боярыня Морозова» говорится: «Я Василий. Я думаю, что расхождения в вере — не повод для преследования».

Клерикализация жизни вместе с коммерциализацией всех её сфер, похоже, является одной из главных причин для рефлексии современных художников, участвующих в выставке «Демотиваторы». Так, одним из центральных арт-объектов стала работа группы REPA. Это сложная инсталляция под названием «Суд идёт», состоящая из куколок Барби и Кена на фоне шести рамок современных плазменных телевизоров, выполненная по мотивам фрески «Страшный суд» Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Параллелей между прототипом и работой группы REPA можно отыскать сколько угодно, но мы обратимся к авторам арт-объекта: «Вопрос об истинных и ложных ценностях и жизненных ориентирах сегодня стоит как никогда остро. Критерии оценки наших собственных поступков опираются не на универсальные догматы и истины, а на плавающие и непостоянные категории, заданные случайными информационными потоками. Источники информации определяют создание, и степень доверия к тем или иным фактам и оценкам у каждого индивидуальная. Где проходит грань между цитатой, интертекстуальной игрой с опытом последующих поколений, не предполагающей серьезного отношения к источнику, и сознательным наследованием традиций — судить всё сложнее. Тем не менее, с лёгкой руки СМИ и их «официальных источников», а также анонимных пользователей интернета приговоры всем и каждому сегодня «пекутся, как горячие, пирожки», или, точнее сказать, — «горячие новости».

В выставке также приняли участие постоянные авторы галереи из Саратова и Энгельса и художники из Санкт-Петербурга Иван Тузов и Ира Фёдор, уже знакомые по предыдущим проектам галереи ИМХО. Первой на выставке гостей встречает работа ещё одних регулярных авторов ИМХО — группы «Синие носы». Среди известных российских художников, которые присоединились к саратовскому проекту, впервые оказались Юрий Альберт, упомянутый уже Николай Копейкин, Константин Латышев и Владимир Потапов. Оригинал одной из работ из проекта «Самоцензура» предоставили на выставку «Демотиваторы» художники Татьяна и Сергей Костриковы. Помимо авторской, на выставке представлены работы саратовских художников с оригинальными штампами и трафаретами Костриковых, созданные в рамках творческой акции в галерее ИМХО весной 2015 года. Также на открытии выставки в медиатеке М48 демонстрировался фильм об исследовательском проекте «Самоцензура» и видео-арт от художников Михаила Гулина (Беларусь) и Владимира Смоляра (Эдинбург).

Фото: автора

На открытии экспозиции состоялась также презентация новых поступлений (изданий Московского музея современного искусства) и номера журнала «Диалог искусств» на тему «Текстуальность визуального».

Открытие выставки «Демотиваторы» состоялась в рамках IV международной научно-практической конференции «Искусство и власть», которая проходила в Саратове 15−17 октября на базе Поволжского отделения Российской академии художеств.

Галерея современного искусства ИМХО (имплицитное мета-художественное объединение) работает с начала 2015 года на базе Саратовского областного дома работников искусств (бывший Дом офицеров). За это время на площадке ИМХО прошли три тематических выставки. Создатели галереи позиционируют свой проект как «первую и единственную галерею современного искусства, созданную в городе Саратове».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ