18+
вторник, 23 мая
Культура

«Когда нечего жрать, сложно говорить о красоте»

В Саратовской галерее современного искусства открылась выставка «Демотиваторы»

  
53
"Когда нечего жрать, сложно говорить о красоте"
Фото: автора

В Саратове после летних каникул в галерее современного искусства ИМХО открылась выставка «Демотиваторы». Концепцию проекта организаторы сформулировали следующим образом:

«Художников, работающих в сфере современного искусства, всё чаще критикуют за то, что они не мотивируют общество к чему-то очень значимому и хорошему. Но в мире, где тотальная ирония сделала невозможной и бесполезной серьезную „плакатную“ агитацию, трансформировались и задачи искусства. Куда более актуальны цели, встающие перед художником сегодня, — выведение „на чистую воду“ скрытой пропаганды и навязываемых ценностей, привлечение внимания к механизмам мотивации участия в обществе потребления. То есть демотивация…»

Крокодил, крокодю и буду крокодить

Фото: автора

При входе на экспозицию зрителям сразу бросаются в глаза развешенные под потолком кумачовые лозунги, выполненные по мотивам недавно вышедшей одноимённой книги Марии Судаевой, эстетически отсылающие не столько к советскому официозу, сколько к пересмешнической его интерпретации московскими концептуалистами и прочими мастерами соц-арта. «Всем срочно скитаться», «Срочно вернуться в гудрон», «Да сгинут скверные дни» — эти и другие лишённые рационального смысла и оторванные от материального контекста лозунги разбирающихся зрителей будто бы окунали в водоворот абсурдистского сюжета рассказа Дмитрия Пригова «Неизведанная сила слова и неумолимые воды синей реки».

А под «судаевскими» работами на стенах организаторы разместили рифмующиеся с красными растяжками распечатки коллажей саратовских художников Алексея Трубецкова, Алины Белоусовой и Анастасии Колесниковой. Их произведения выполнены на контрасте старых фотокарточек с различных советских (и кое-где постсоветских) демонстраций с также лишёнными рационального значения плакатами и лозунгами, с которыми на улицы российских (и не только) городов выходят участники паблик-арт-акции «Монстрация». С лёгкой руки новосибирского художника и леволиберального активиста Артёма Лоскутова, монстрации стали целым культурно-политическим явлением. На акции лозунгами, на первый взгляд — бессмысленными (яркий пример: «Крокодил, крокодю и буду крокодить!»), но если присмотреться-причитаться — отражающими нищету и несвободу повседневной жизни, а также глобальные политические события (типа «Ад наш», «Будь, маразм», «Ходют тут всякие», «Вы что, нас не видите?» etc), по традиции 1 мая собираются сотни людей. Новосибирские власти эти «непонятные» акции Артёма Лоскутова очень сильно беспокоили, и чиновники пытались запрещать их. Но запреты, как нетрудно догадаться, только становились и становятся новыми поводами для рефлексии «монстрантов», демотивируя неуклюжие действия государственной репрессивной машины. В отношении Лоскутова даже возбуждалось уголовное дело: чтобы «обуздать» неугомонного художника, сотрудники центра «Э» подкидывали ему наркотики, но даже откровенные репрессии и провокации становились поводом для их десакрализации путём различных арт-акций (например «Закрыть госнаркокартель» или «План Э»).

Фото: автора

Политически детерминированными можно считать работы Николая Копейкина «Спорт вреден», на которых в лубочной традиции изображены традиционные «пацанчики с раёна» в виде спортсменов. По сути, это рефлексия на пафос сочинской Олимпиады. Автор, кстати, и создал свои произведения по случаю этого события. «О спорте не принято говорить иначе, как с придыханием и восхищением. Он „О!“ и „…ты мир!“, и жизнь, и сила, и здоровье, почти „молодость мира“, для тех, кто помнит. Хотя все знают про травмы и болезни, допинги и скандалы, политическую ангажированность и договорные матчи — это не считается. Все равно спортсмен велик и прекрасен, он звезда и герой, что-то между Ахиллесом и Киркоровым. Спортсмен Николая Копейкина не такой. Он очень даже узнаваемый и не намерен скрывать себя за всяким глянцем. Бодрячком, пацанчики, и, это, ну знаете, цитиус, альтиус, фортиус», — отмечают организаторы выставки.

О чем говорят художники по мнению Трубецкова

напротив «монстрантских» коллажей разместились привычные, казалось бы, репродукции русских и зарубежных классиков живописи. Но под каждой картиной автор проекта «Краткая история демотиваций» Алексей Трубецков поместил месседж, идущий от создателя полотна. Например, под «Чёрным квадратом» как бы Малевич заявляет: «Я Казимир. Я думаю, что художник не должен говорить только о том, что видит вокруг себя». Автор знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин «делает» вброс: «Я Илья. Я думаю, что если вы хотите увидеть красивый волжский пейзаж, то не нужно игнорировать то, что на первом плане». Ван Гог под полотном «Едоки картофеля» в проекте Трубецкова резюмирует: «Я Винсент. Я думаю, что когда людям нечего жрать, людям сложно говорить о красоте». Ну а Василий Суриков превращается в антиклерикального деятеля, и под его знаменитым творением «Боярыня Морозова» говорится: «Я Василий. Я думаю, что расхождения в вере — не повод для преследования».

Клерикализация жизни вместе с коммерциализацией всех её сфер, похоже, является одной из главных причин для рефлексии современных художников, участвующих в выставке «Демотиваторы». Так, одним из центральных арт-объектов стала работа группы REPA. Это сложная инсталляция под названием «Суд идёт», состоящая из куколок Барби и Кена на фоне шести рамок современных плазменных телевизоров, выполненная по мотивам фрески «Страшный суд» Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Параллелей между прототипом и работой группы REPA можно отыскать сколько угодно, но мы обратимся к авторам арт-объекта: «Вопрос об истинных и ложных ценностях и жизненных ориентирах сегодня стоит как никогда остро. Критерии оценки наших собственных поступков опираются не на универсальные догматы и истины, а на плавающие и непостоянные категории, заданные случайными информационными потоками. Источники информации определяют создание, и степень доверия к тем или иным фактам и оценкам у каждого индивидуальная. Где проходит грань между цитатой, интертекстуальной игрой с опытом последующих поколений, не предполагающей серьезного отношения к источнику, и сознательным наследованием традиций — судить всё сложнее. Тем не менее, с лёгкой руки СМИ и их «официальных источников», а также анонимных пользователей интернета приговоры всем и каждому сегодня «пекутся, как горячие, пирожки», или, точнее сказать, — «горячие новости».

В выставке также приняли участие постоянные авторы галереи из Саратова и Энгельса и художники из Санкт-Петербурга Иван Тузов и Ира Фёдор, уже знакомые по предыдущим проектам галереи ИМХО. Первой на выставке гостей встречает работа ещё одних регулярных авторов ИМХО — группы «Синие носы». Среди известных российских художников, которые присоединились к саратовскому проекту, впервые оказались Юрий Альберт, упомянутый уже Николай Копейкин, Константин Латышев и Владимир Потапов. Оригинал одной из работ из проекта «Самоцензура» предоставили на выставку «Демотиваторы» художники Татьяна и Сергей Костриковы. Помимо авторской, на выставке представлены работы саратовских художников с оригинальными штампами и трафаретами Костриковых, созданные в рамках творческой акции в галерее ИМХО весной 2015 года. Также на открытии выставки в медиатеке М48 демонстрировался фильм об исследовательском проекте «Самоцензура» и видео-арт от художников Михаила Гулина (Беларусь) и Владимира Смоляра (Эдинбург).

Фото: автора

На открытии экспозиции состоялась также презентация новых поступлений (изданий Московского музея современного искусства) и номера журнала «Диалог искусств» на тему «Текстуальность визуального».

Открытие выставки «Демотиваторы» состоялась в рамках IV международной научно-практической конференции «Искусство и власть», которая проходила в Саратове 15−17 октября на базе Поволжского отделения Российской академии художеств.

Галерея современного искусства ИМХО (имплицитное мета-художественное объединение) работает с начала 2015 года на базе Саратовского областного дома работников искусств (бывший Дом офицеров). За это время на площадке ИМХО прошли три тематических выставки. Создатели галереи позиционируют свой проект как «первую и единственную галерею современного искусства, созданную в городе Саратове».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ