18+
воскресенье, 23 июля
Культура

Историю древности убивают современные дикари

Ученые решают как спасти уникальный музей от вандалов

  
889
Капова пещера
Капова пещера (Фото: официальный сайт заповедника)

Пещера Шульган-Таш. Она же Капова. Наскальная живопись эпохи палеолита прославила ее далеко за пределами Башкирии и даже страны. Целых три аспекта делают заповедник уникальным: спелеологический (потому как редкий природный объект), археологический (как пещеры с живописью древних людей) и этнологический — поскольку с Каповой пещерой связано множество легенд и преданий.

Киса и Ося здесь были

Анализ наскальных древних рисунков, открытых в 1959 году зоологом заповедника Александром Рюминым, показал, что им от 14 до 17 тысяч лет! Это большие, почти в человеческий рост, изображения мамонтов, носорогов, лошадей, кошки, есть здесь и хижины, и непонятные знаки — всего найдено 200 рисунков, хорошо сохранились из которых 30.

Практически все изображения — красные, поскольку предки наносили их охрой с добавлением животного жира. Но, увы, не все работы древних людей можно увидеть в настоящее время.

В 2012 году пещеру закрыли — из-за того, что нарушился микроклимат и уникальные рисунки стали блекнуть. Однако не только это стало причиной изоляции пещеры.

Как известно, прогресс далеко не всех людей делает цивилизованными, и многие туристы даже сегодня выцарапывают на природных памятниках свои бессмертные имена. Не миновал вандализм и Шульган-Таш: почти каждый приехавший в заповедник считает должным оставить здесь память о себе — стены пещеры буквально испещрены «граффити». В погоне за «славой» в ход идет всё: уголь, губная помада, краски, чернила и даже ножик.

Именно наскальное народное «творчество» стало серьезной помехой для включения нашей пещеры в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. А ведь это дало бы заповеднику и дополнительные гарантии сохранения и защиты, и привлечение средств международного фонда, и сделало бы культурный объект Шульган-Таш известным во всем мире.

Тонкое дело

Устранение граффити с культурных объектов — дело непростое, и специалистов в этой области можно пересчитать по пальцам. Один из них — Антон Гийаме из Андорры, приглашенный для удаления «шедевров» со стен Шульган-Таша. У господина Гийаме большой опыт в сохранении наскальной живописи в пещерах, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Прибыв в нашу республику, Гийаме в составе международной экспедиции в течение десяти дней при помощи специальных средств и тонкой кисточки удалял граффити со стен пещеры Шульган-Таш.

По словам Данира Гайнуллина, директора центра по охране и использованию объектов культурного наследия Башкирии, результат превзошел ожидания — на стенах стали проявляться те самые, красные рисунки наших предков, и пещера начала приобретать первоначальный вид. Всего специалисты расчистили 14 квадратных метров, осталось еще 120 — народная «живопись» здесь нанесена углем и краской, а также выполнена в виде насечек.

— Длинный коридор пещеры просто испещрен граффити, — сокрушается Антон Гийаме. — А ведь стены здесь очень хрупкие. Туристы, не подозревая об этом, сильно нажимают на скалу при нанесении своих творений. К примеру, уголь — очень агрессивный инструмент, и поэтому значительный поверхностный слой разрушен…

Выход — в копиях

С целью сохранности Шульган-Таша встал вопрос о создании историко-культурного музея-заповедника, который расположится тут же, в Бурзянском районе. Это место будет называться довольно романтично: «Земля Урал-батыра». Здесь же поставят памятник Акбузату: белый сказочный крылатый конь выходит из озера, встречая гостей заповедника…

Музей станет копией основных живописных залов Шульган-Таша и расположится близ пещеры. В Европе такие музеи-копии уже давно стали местом паломничества туристов, поскольку отвечают всем запросам: и объекты в виртуальном музее видно лучше, и инфраструктура развита, и детей есть где оставить. Взять, к примеру, знаменитые пещеры Альтамира и Ласко — в них доступ обывателям закрыт, как и в нашу Капову, но рядом с историческими объектами находятся их копии, привлекающие до полутора миллионов туристов в год. Для сравнения: годичный поток туристов в Шульган-таш сегодня составляет 35 тысяч посетителей.

А между тем по авторскому граффити статистика идет умопомрачительно обратная: против огромного числа «народных» рисунков в Шульган-Таше та же пещера Руффиньяк может «похвастаться» максимум десятью — двадцатью. И потому первыми словами, которые слетели с губ Антона Гийаме, когда он впервые шагнул в нашу знаменитую и, казалось бы, любимую пещеру, были:

— Это невозможно!

Полагаю, что в русском варианте это прозвучало бы гораздо крепче.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ