18+
среда, 29 марта
Происшествия

Бунт мелкого бизнеса. Новая волна

Поволжье присоединилось к забастовке дальнобойщиков

  
2310
Бунт мелкого бизнеса. Новая волна
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Российские регионы сегодня захлестнула новая волна забастовок дальнобойщиков. Выступления водителей фур прошли уже ряд этапов. 15−16 октября была объявлена «всеобщая забастовка» под руководством «Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов». К ней присоединились и многие города ПФО — Киров, Нижний Новгород, Ульяновск, Пенза, Пермь, Казань и другие.
19 ноября картина выглядит следующим образом. В Энгельсе (Саратовская область) акция дальнобойщиков сопровождалась задержаниями — арестованы семь бастующих водителей фур якобы из-за несоблюдения закона о проведении митингов. В Нижнем Новгороде протестующие перекрыли Московское шоссе. Около 30 дальнобойщиков в Сызрани (Самарская область) собрались на акцию, остановив свои автомобили на обочине, в результате на федеральной трассе М-5 образовалась многокилометровая пробка. В Саратове сегодня протестующие против введения системы «Платон» собрались на выезде из города в районе улицы Тархова и Вольского тракта. А в Оренбурге дальнобойщики на более полусотне фур собрались на Загородном шоссе. Их пермские коллеги намерены провести 23 ноября пикет возле краевого законодательного собрания.
И все же, хотя СМИ и пестрят заголовками о кампании дальнобойщиков, информация выходит подчас неточной и смазанной. Что представляет из себя «забастовка» и как она проходит в Приволжье? Давайте разбираться.

Предыстория

Ещё в июле 2013 года вышло постановление правительства о введении нового сбора с большегрузов, который должен был возместить «ущерб» от проезда фур по дорогам. И вот с 15 ноября уже года нынешнего владельцы грузовиков весом более 12 тонн должны платить по 3.06 р. за каждый километр проезда по федеральным трассам (сумма эта оказалась любезно сниженной с изначальных 3.73 р. за километр).

Примечательно, что все сборы идут через оператора — частную компанию ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». А владельцы её — «знакомые всё лица»: Игорь Ротенберг, Андрей Шилепов, Вадим Агафонов и т. д. Данная фирма при помощи системы «Платон» обязана взимать с большегрузов мзду и чётко оговаривать маршрут передвижения, который ни в коем случае нельзя изменить.

Разумеется, бюрократизация и поборы вызвали негативную реакцию у перевозчиков. В первую очередь, гнев объял ряды мелких бизнесменов, занимающихся грузоперевозками — ведь их «запас прочности» делает невозможным работу в новых условиях. Об этом же говорит и глава профсоюза Александр Котов:

— Разорятся мелкие перевозчики. Их место займут крупные фирмы.

К их негодованию присоединились и некоторые сторонние наблюдатели, которые поняли, что дополнительные транспортные сборы попросту приведут к удорожанию товаров на рынках.

Не совсем забастовка

Можно ли акцию протеста с полной уверенностью идентифицировать как забастовку (что было сделано многими СМИ)? Пожалуй, нет. Здесь отсутствует классический конфликт «работник-работодатель», сами бизнесмены зачастую возглавляют движение. Профсоюз, организующий кампанию протеста, также не является профсоюзом в полном смысле этого слова — это скорее ассоциация, в которой нет массового членства и куда входят целые юридические лица.

Наконец, и действия грузоперевозчиков и по форме своей не слишком напоминают забастовку — даже «итальянскую». 2, 11 и 15−16 ноября водители снижали скорость движения до 10 км/ч, выстраивались на трассах, создавая в отдельных регионах многокилометровые пробки, и вывешивали на фурах плакаты. Хотя, нельзя не отметить, что по мере развития кампании, невыход автомобилей на рейсы также приобрел массовый характер.

Компания в Приволжском федеральном округе

Хотя фирмы-грузоперевозчики из многих городов Приволжья присоединились к акции протеста, серьезного эффекта это не возымело. Вероятно, причиной тому является незначительное количество грузового транспорта, участвующего в данном коллективном действии, а также недостаточно радикальная тактика.

К примеру, даже в Ульяновске, где протестное мероприятие 11 ноября вышло довольно масштабным, не приходится говорить о каких-то серьёзных результатах. Вот как об этом событии рассказывает член региональной общественной палаты Александр Брагин:

— По обеим сторонам шоссе выстроились более 80 фур. К ним присоединились более 50 легковых автомобилей представителей малого и среднего бизнеса, которые, несомненно, также пострадают от этого нововведения, поскольку некоторые перевозчики уже объявили о 30-процентном повышении расценок на свои услуги.

Сравнимые по масштабам мероприятия прошли на трассах и в других областях. Но не то, что парализации движения транспорта, но даже его серьезного затруднения нигде не произошло.

Правда, в отдельных регионах дальнобойщикам и их союзникам из политических и социальных движений все же удалось провести заметные публичные мероприятия. В Кирове 16 ноября протестующие решили не ограничиваться акциями на трассах и вывели порядка 400−450 человек на пикет в центре города. Впрочем, необходимо делать скидку на то, что часть пришедших были активистами КПРФ, которая как раз и организовывала мероприятие.

Реакция властей

Поначалу минтранс и ГИБДД вообще никак не комментировали происходящее. ООО РТИТС и вовсе апеллировали к «мировому опыту», заверяя всех в том, что введение мзды за проезд по дорогам не приведет к повышению цен, а дальнобойщики действуют на эмоциях.

Затем накануне акции 15−16 ноября на сайте Минтранса появилось сообщение о том, что собственников грузовых автомобилей не будут штрафовать за беспошлинный проезд до 1 мая 2016 года. Но официальных бумаг не последовало, а вскоре и само сообщение пропало с сайта.

Конечно, депутаты Госдумы из фракции КПРФ уже внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об отмене системы «Платон». Но, во-первых, история с принятием подобных актов растянется на длительное время. Во-вторых, не верится, что хоть какие-то законопроекты способны сработать там, где они идут вразрез с интересами самых богатых людей страны.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ