18+
суббота, 20 октября
Происшествия

Бунт мелкого бизнеса. Новая волна

Поволжье присоединилось к забастовке дальнобойщиков

  
2313
Бунт мелкого бизнеса. Новая волна
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Российские регионы сегодня захлестнула новая волна забастовок дальнобойщиков. Выступления водителей фур прошли уже ряд этапов. 15−16 октября была объявлена «всеобщая забастовка» под руководством «Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов». К ней присоединились и многие города ПФО — Киров, Нижний Новгород, Ульяновск, Пенза, Пермь, Казань и другие.
19 ноября картина выглядит следующим образом. В Энгельсе (Саратовская область) акция дальнобойщиков сопровождалась задержаниями — арестованы семь бастующих водителей фур якобы из-за несоблюдения закона о проведении митингов. В Нижнем Новгороде протестующие перекрыли Московское шоссе. Около 30 дальнобойщиков в Сызрани (Самарская область) собрались на акцию, остановив свои автомобили на обочине, в результате на федеральной трассе М-5 образовалась многокилометровая пробка. В Саратове сегодня протестующие против введения системы «Платон» собрались на выезде из города в районе улицы Тархова и Вольского тракта. А в Оренбурге дальнобойщики на более полусотне фур собрались на Загородном шоссе. Их пермские коллеги намерены провести 23 ноября пикет возле краевого законодательного собрания.
И все же, хотя СМИ и пестрят заголовками о кампании дальнобойщиков, информация выходит подчас неточной и смазанной. Что представляет из себя «забастовка» и как она проходит в Приволжье? Давайте разбираться.

Предыстория

Ещё в июле 2013 года вышло постановление правительства о введении нового сбора с большегрузов, который должен был возместить «ущерб» от проезда фур по дорогам. И вот с 15 ноября уже года нынешнего владельцы грузовиков весом более 12 тонн должны платить по 3.06 р. за каждый километр проезда по федеральным трассам (сумма эта оказалась любезно сниженной с изначальных 3.73 р. за километр).

Примечательно, что все сборы идут через оператора — частную компанию ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». А владельцы её — «знакомые всё лица»: Игорь Ротенберг, Андрей Шилепов, Вадим Агафонов и т. д. Данная фирма при помощи системы «Платон» обязана взимать с большегрузов мзду и чётко оговаривать маршрут передвижения, который ни в коем случае нельзя изменить.

Разумеется, бюрократизация и поборы вызвали негативную реакцию у перевозчиков. В первую очередь, гнев объял ряды мелких бизнесменов, занимающихся грузоперевозками — ведь их «запас прочности» делает невозможным работу в новых условиях. Об этом же говорит и глава профсоюза Александр Котов:

— Разорятся мелкие перевозчики. Их место займут крупные фирмы.

К их негодованию присоединились и некоторые сторонние наблюдатели, которые поняли, что дополнительные транспортные сборы попросту приведут к удорожанию товаров на рынках.

Не совсем забастовка

Можно ли акцию протеста с полной уверенностью идентифицировать как забастовку (что было сделано многими СМИ)? Пожалуй, нет. Здесь отсутствует классический конфликт «работник-работодатель», сами бизнесмены зачастую возглавляют движение. Профсоюз, организующий кампанию протеста, также не является профсоюзом в полном смысле этого слова — это скорее ассоциация, в которой нет массового членства и куда входят целые юридические лица.

Наконец, и действия грузоперевозчиков и по форме своей не слишком напоминают забастовку — даже «итальянскую». 2, 11 и 15−16 ноября водители снижали скорость движения до 10 км/ч, выстраивались на трассах, создавая в отдельных регионах многокилометровые пробки, и вывешивали на фурах плакаты. Хотя, нельзя не отметить, что по мере развития кампании, невыход автомобилей на рейсы также приобрел массовый характер.

Компания в Приволжском федеральном округе

Хотя фирмы-грузоперевозчики из многих городов Приволжья присоединились к акции протеста, серьезного эффекта это не возымело. Вероятно, причиной тому является незначительное количество грузового транспорта, участвующего в данном коллективном действии, а также недостаточно радикальная тактика.

К примеру, даже в Ульяновске, где протестное мероприятие 11 ноября вышло довольно масштабным, не приходится говорить о каких-то серьёзных результатах. Вот как об этом событии рассказывает член региональной общественной палаты Александр Брагин:

— По обеим сторонам шоссе выстроились более 80 фур. К ним присоединились более 50 легковых автомобилей представителей малого и среднего бизнеса, которые, несомненно, также пострадают от этого нововведения, поскольку некоторые перевозчики уже объявили о 30-процентном повышении расценок на свои услуги.

Сравнимые по масштабам мероприятия прошли на трассах и в других областях. Но не то, что парализации движения транспорта, но даже его серьезного затруднения нигде не произошло.

Правда, в отдельных регионах дальнобойщикам и их союзникам из политических и социальных движений все же удалось провести заметные публичные мероприятия. В Кирове 16 ноября протестующие решили не ограничиваться акциями на трассах и вывели порядка 400−450 человек на пикет в центре города. Впрочем, необходимо делать скидку на то, что часть пришедших были активистами КПРФ, которая как раз и организовывала мероприятие.

Реакция властей

Поначалу минтранс и ГИБДД вообще никак не комментировали происходящее. ООО РТИТС и вовсе апеллировали к «мировому опыту», заверяя всех в том, что введение мзды за проезд по дорогам не приведет к повышению цен, а дальнобойщики действуют на эмоциях.

Затем накануне акции 15−16 ноября на сайте Минтранса появилось сообщение о том, что собственников грузовых автомобилей не будут штрафовать за беспошлинный проезд до 1 мая 2016 года. Но официальных бумаг не последовало, а вскоре и само сообщение пропало с сайта.

Конечно, депутаты Госдумы из фракции КПРФ уже внесли на рассмотрение парламентариев законопроект об отмене системы «Платон». Но, во-первых, история с принятием подобных актов растянется на длительное время. Во-вторых, не верится, что хоть какие-то законопроекты способны сработать там, где они идут вразрез с интересами самых богатых людей страны.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ