18+
пятница, 20 июля
Происшествия

Почему дальняя авиация попадает на керосин

На стратегической авиабазе под Энгельсом работают следователи

  
4942
Саратовская область. Ту-160 во время посадки на авиабазе ВВС РФ "Энгельс"
Саратовская область. Ту-160 во время посадки на авиабазе ВВС РФ «Энгельс» (Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС)

В Саратовской области ведется расследование уголовного дела о крупном хищении авиационного топлива с Энгельсской авиабазы дальней авиации. В главном военном следственном управлении СК РФ, которое занимается расследованием, официальных комментариев ни по сумме ущерба, ни по личностям подозреваемых пока не дают. Однако в СМИ уже прошла информация о том, что несколько должностных лиц воинской части нанесли ущерб более чем на 100 миллионов рублей. Известно, что уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере; наказывается лишением свободы до десяти лет). Любопытно, что в феврале этого года, то есть совсем незадолго до того, как стало известно о возбуждении этого уголовного дела, Саратовский гарнизонный суд вынес приговор начальнику службы горюче-смазочных материалов войсковой части 40218 (зенитно-ракетная часть, в 2012 году была передислоцирована в тот же самый Летный городок Энгельса) прапорщику Ринату Шамсутдинову, признанному виновным в хищении чужого имущества путем обмана с использованием служебного положения (ч.3 ст. 159 УК РФ). Как заявляли тогда следователи, с апреля по декабрь 2014 года неоднократно вывозил со склада ГСМ дизельное топливо и бензин, которые продавал своему знакомому. В итоге было похищено 25 тысяч литров горюче-смазочных материалов стоимостью более 655 тысяч рублей. Суд приговорил Шамсутдинова к двум с половиной годам колонии общего режима, штрафу в 40 тысяч рублей и постановил выплатить весь причиненный ущерб.

Там, где остался «Белый лебедь»

Напомним, Энгельс — второй по площади и населению город Саратовской области. А расположенная там стратегическая авиабаза дальней авиации считается сегодня крупнейшей в России и единственной, где базируются легендарные стратегические ракетоносцы Ту-160 («Белый лебедь») — самые тяжелые и мощные сверхзвуковые бомбардировщики. Говорят, еще со времен «холодной войны» эта авиабаза попала в черный список Пентагона. На ней и сегодня поддерживается полная боевая готовность. Начиная с 2007 года в медиа-пространстве периодически появлялась информация о сопровождении натовскими истребителями российских стратегических бомбардировщиков близ побережья Аляски, над акваториями Атлантического и Северного Ледовитого океанов. А в июне 2010 года два энгельсских Ту-160 в ходе воздушного патрулирования поставили сразу несколько рекордов: продолжительность перелета в 24 часа с лишним (свой же прошлогодний рекорд был побит более чем на два часа), плюс две дозаправки в воздухе с рекордным количеством топлива по 50 тонн. «Российская газета» тогда писала: «Как говорят специалисты, в документах полетной эксплуатации Ту-160 даже нет специального раздела, посвященного таким продолжительным полетам — видимо, теперь его придется внести». Именно из-за таинственных словосочетаний «стратегический бомбардировщик», «дальняя авиация» в провинциальный, в общем-то, Энгельс не раз приезжали журналисты из Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Китайское ТВ вроде даже сняло об Энгельсской дивизии дальней авиации часовой телефильм.

Убрать командира

В ноябре прошлого года российские СМИ сообщили об участии энгельсских Ту-160 и Ту-95МС в нанесении авиаударов по запрещенной в России террористической группировке ИГИЛ в Сирии. «В ходе первого массированного авиационного удара 34 крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности уничтожено 14 объектов террористов», — сообщал начальник генштаба ВС России Валерий Герасимов. К слову, по информации издания «Коммерсантъ», именно после начала сирийской кампании могла вскрыться большая недостача керосина.

В любом случае, жила и живет все эти годы Энгельсская авиабаза не только «парадной» стороной. Несколько самых громких примеров. 22-ая гвардейская Донбасская Краснознаменная тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия — полное название собственно того стратегического авиасоединения, которое расположено на авиабазе. Несколько лет назад бывший начштаба этой дивизии полковник в отставке Виктор Губанов был приговорен к пяти годам колонии строгого режима за попытку банально «заказать» своего бывшего непосредственного начальника — командира дивизии генерала Анатолия Жихарева. До этих событий Жихарев успел лично «покатать» на стратегических бомбардировщиках Ту-160 тогдашнего министра обороны Сергея Иванова и самого президента, собирался на повышение в Москву и вроде как распродавал недвижимость. По версии ФСБ, Губанов решил отследить момент продажи и, совершив разбойное нападение, завладеть деньгами. Все бы ничего, но только в роли «исполнителя» в итоге выступил сотрудник Саратовского УФСБ. Как гласят материалы дела, в итоге именно ему Губанов передал фото Жихарева и оружие (несколько гранат Ф-1 и РГД-5, светозвуковые гранаты и патроны к «Макарову»), недвусмысленно поясняя, что совсем «не исключает возможности физической ликвидации» своего бывшего командира, рассказал о членах семьи, и показал, где Жихарев живет.

«На следующий день исполнитель сообщил, что сделка по купле-продаже дома совершилась, разбойное нападение прошло удачно, а Жихарева и покупателя его дома пришлось ликвидировать. Выступающий в роли „мокрушника“ контрразведчик передал заказчику часть суммы, которой ему якобы удалось завладеть. В тот же момент Губанов был задержан оперативниками УФСБ, вместе с которыми в операции участвовали и сотрудники областной прокуратуры. Как позже выяснилось, сумма, которая подвигла заказчика на криминальный „подвиг“, составляла порядка 4 млн рублей», — сообщало «Независимое военное обозрение». Но была и, скажем так, неофициальная подоплека всей этой ситуации, согласно которой Губанов якобы просто завидовал своему более удачливому в профессиональном (а, возможно, и не только) плане сослуживцу Жихареву по типу: «Почему одним все, а другим…».

Невоенные доходы

Через несколько лет после этого эскадрилья Энгельсской авибазы лишилась своего командира - одного из самых опытных летчиков. Участник войны в Афганистане, летчик в третьем поколении, подполковник Игорь Скитский был уволен со службы после того, как суд признал его виновным в превышении должностных полномочий и нанесении оборонному ведомству ущерба на 600 тысяч рублей. Якобы Скитский, «действуя вопреки интересам военной службы и руководствуясь при этом личными интересами», целый год прикрывал трех своих подчиненных — младшего офицера и двух прапорщиков инженерно-авиационной службы. Те не появлялись все это время на службе, но, как положено, получали жалование плюс различные премии. А распоряжался этими деньгами в итоге, как утверждало следствие, именно Скитский. Правда, при этом отмечалось, весь ущерб (те самые 600 тысяч рублей) подполковник добровольно возместил. А до этого та же эскадрилья довольно шумно отметилась «делом финансистов». По данным следствия, сразу семь офицеров финчасти (все они потом были лишены званий и получили реальные сроки) присвоили полтора миллиона рублей из федерального бюджета, отправляя, как утверждалось, сотни летчиков в командировки по фальшивым командировочным удостоверениям. Получалось, что за год им удалось похитить треть всех средств, необходимых дивизии на командировочные расходы.

«Дело — керосин»

Все это мы вспоминаем вовсе не затем, чтобы как-то «очернить» славных летчиков дальней авиации, обвинить их в какой-то повышенной меркантильности и прочих грехах. Просто сам факт возбуждения уголовного дела по крупному хищению заставляет лишний раз вспомнить тезис, что армия — отражение общества (банально не означает неверно). Везде, невзирая на секретность и масштаб целей и задач, абсолютно обычные люди и абсолютно рядовые «соблазны».

Да и сама «керосиновая» спецификация преступления, как видим, не нова. Пару лет назад суд приговорил к условному сроку подполковника Леонида Карпачева, служившего по контракту в учебной авиационной группе (аэродром «Сокол» под Саратовом) помощником командира по материально-техническому обеспечению. По версии суда, тот продал своему «гражданскому» знакомому пять автоцистерн авиационного керосина (примерно 50 тысяч литров) на общую сумму более миллиона рублей. Перекачивался этот объем в течение нескольких месяцев, непосредственно перекачкой занимался подчиненный Карпачева, который, по версии суда, «противоправности распоряжений не осознавал». Вынося решение об условном сроке, суд принял во внимание и то, что подполковник свою вину полностью признал и возместил ущерб в полном объеме. Вполне возможно, нынешнее «керосиновое» расследование выведет на целые криминальные цепочки за пределами Энгельсского Лётного городка.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ